«Василий Тёркин» (другое название – «Книга про бойца») – поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою – Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.
Будущий поэт, прозаик и журналист родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Починковском районе Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского и Марии Митрофановны. Трифон Гордеевич был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Под влиянием таких великих текстов Александр рано начал сочинять стихи. В 16 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. В 1925 г. в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение Твардовского «Новая изба». Затем Твардовский, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, позже став другом и наставником молодого Твардовского.
В 1928 году Твардовский переехал в Смоленск. В 1931 году была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». В 1935 году вышла первая книга «Сборник стихов» (1930—1936). Всего с 1925 по 1935 год Твардовский написал и опубликовал, главным образом на страницах смоленских газет и других областных изданий, более 130 стихотворений.
В 1932 году Твардовский поступил на первый курс Смоленского государственного педагогического института. В 1936 году Твардовский переезжает в Москву и поступает на третий курс МИФЛИ, который заканчивает в 1939 г.
В 1939—1940 годах в составе группы писателей Твардовский работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». В качестве военного корреспондента Твардовский участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию и в войне с Финляндией.
В 1941—1942 годах Твардовский работает в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Именно тогда писатель начинает работу над своим самым известным произведением. «Книга про бойца без начала, без конца» стала отдушиной для советских солдат, воевавших на фронте. Они читали ее вслух в перерывах между боями, заучивали наизусть. Слишком уж родной получился Василий Тёркин. Настоящий. Свой. Тёркин в поэме выступает как собирательный образ, воплощающий лучшие черты, присущие советскому солдату. Окружающие Тёркина даже не имеют имен – это сослуживцы бойца, генерал, старик, старуха. На их месте можно представить любого. Слишком честно получилось.
Твардовский, сам прошедший войну, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Многие фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь: «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.»; «Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.»; «Города сдают солдаты, генералы их берут.» и так далее.
Язык поэмы, несмотря на внешнюю простоту, — образец узнаваемого стиля поэта. Он питается от народной, устной речи. Интонационно богатый текст произведения пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек («Хорошо, когда кто врёт весело и складно», «Молодец, а будет много — сразу две. — Так два ж конца…»).
Борис Пастернак считал «Тёркина» высшим достижением литературы о войне, оказавшим большое влияние на его творчество. Положительно отзывался о поэме и Иван Бунин: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!».
Поэма «Василий Тёркин» состоит из 30 частей, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споет и сыграет на гармони, никогда не полезет за словом в карман. Будучи раненым, на волоске от смерти, находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем.
Повествование поэмы не связано с ходом войны 1941—1945 годов, но в нем присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.
Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. Сюжета построен вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идет к цели. Недаром центральной главой большинство критиков считает главу «Переправа».
По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой. Поэма являлась одним из атрибутов фронтовой жизни, в результате чего Твардовский стал культовым автором военного поколения.
Помимо прочего, «Василий Тёркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.
Мало кто знает, что история создания «Книги про бойца» берет свое начало задолго до начала Великой Отечественной войны. Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939—1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. В газете вдруг появилась условная фигура бойца, созданная трудом коллектива писателей и поэтов. В эту группу входили Н. Тихонов, С. Вашенцев, В. Д. Саянов, Ц. Солодарь, А. Щербаков, и, конечно, А. Т. Твардовский. В их задумках главным героем должен был быть веселый и удачливый боец. Когда дело дошло до имени, то коллектив решил, что оно должно быть значимым, с озорным оттенком. Кто-то предложил имя Вася Тёркин. Не Василий, а именно Вася. Вступление ко всей серии написал А. Т. Твардовский. Он же и определил тон повествования и его манеру. Получился образ простого русского парня — сильного и добродушного. Тёркин стал сатирическим героем небольших стихотворений-фельетонов, написанных для газеты. В 1940 году коллектив выпустил брошюру «Вася Тёркин на фронте», которую часто давали бойцам как своеобразную награду.
Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определенной известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и ее необходимо развить в рамках произведения крупной формы.
22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941—1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.
Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез» — пишет он в своем дневнике. 4 сентября 1942 года начинается публикация первых глав поэмы (вступительная «От автора» и «На привале») в газете Западного фронта «Красноармейская правда».
Поэма получает известность, ее перепечатывают центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из поэмы читают по радио. Тогда же начали появляться и известные иллюстрации, созданные художником Орестом Верейским. Твардовский сам читает своё произведение, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпитали и трудовые коллективы.
Произведение имело большой успех у читателей. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения.
В армии и в гражданской читательской аудитории «Книгу про бойца» принимали «на ура», но партийное руководство раскритиковало ее за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Тем не менее, Твардовский продолжает работу. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава «В бане» была закончена в марте 1945 года.
В главе «От автора» Твардовский прощается со своим героем. Читатели вновь пытаются убедить автора продолжить произведение, однако Александр Трифонович был такого мнения: время Тёркина прошло, и теперь нужен другой персонаж.
Заканчивая работу над поэмой, Твардовский еще в 1944 году одновременно начинает следующую поэму, «Тёркин на том свете». Первоначально он планировал написать ее как последнюю главу поэмы, но замысел вырос в самостоятельное произведение, в которое также вошли некоторые не прошедшие цензуру отрывки из «Василия Тёркина». «Тёркин на том свете» был подготовлен к печати в середине 1950-х. 23 июля 1954 года секретариат ЦК под председательством Н. С. Хрущёва принял постановление, осуждающее Твардовского за подготовленную к публикации поэму «Тёркин на том свете». Поэма увидела свет только 17 августа 1963 года в газете «Известия».
А еще в годы войны, в 1944, подполковник А.Т.Твардовский был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени за написание 2-х поэм (одна из них — «Василий Тёркин», вторая — «Дом у дороги») и многочисленных очерков об освобождении белорусской земли, а также выступления во фронтовых частях перед бойцами и офицерами.
Pages: